вторник, 6 сентября 2016 г.

Полесск, замки и былое величие забытого судоходного канала

Ранее я уже упоминал, что меня, несмотря на то, что я моряк, привлекает и вызывает тихую страсть и восторг маломерный флот и внутренние водные пути. Особенно в контексте нашей - Калининградской - области.
И особенно потому, что вся богатая инфраструктура речного судоходства, доставшаяся СССР от немцев, в настоящее время находится не то что даже в упадке и в большинстве своём прекратили своё существование.
Но, тем не менее, иногда интересно бывает взглянуть суда, сооружения и постройки, где-то в руинах, а где-то - в редких случаях - ещё действующие, но доживающий свой век.

Ныне едва сохранившийся центр речного судоходства у нас в области находится в Полесске. Там, если верить картам Google, есть и речной порт, по-совместительству - ремонтная база и даже стоящие на её территории довольно крупные суда. Но наиболее интересен судоходный канал. Да-да - не участок реки, а самый настоящий судоходный канал наподобие действующего Калининградского, только, само собой, меньший по размерам (ширине, глубине, протяжённости).

И вот в назначенный день мы отправились в Полесск. Ниже будет фотоотчёт и минимум текста.

Однако знакомство с Полесским направлением началось не с водных объектов, а с кирх и замков.
Для начала - такое чудо в посёлке Некрасво. Отреставрированное, но закрытое для посетителей.






Следующий архитектурный объект - прям таки настоящий замок: Лабиау непосредственно в Полесске и находится он в плачевном состоянии. Мало что в нём напоминает действительно замок.





И вот - непосредственно за замком начинается система водоёмов, соединяющихся с рекой Дейма.



Сразу за замком - небольшой пирс, возле которого наставлено целое множество небольших яхт, по виду - довольно запущенных. Там же крутится местная босоногая мафия. На фото среди них выгляжу как предводитель :)


Видно, что строил их один человек или группа. Ещё одна недостроенная яхта ("набор" - скелет судна) стоит ту же на берегу. Видимо, строитель яхт берёт не качеством, а количеством.
Но, тем не менее - строит - и это уже похвально.



И прямо оттуда - вид на один из искомых объектов - ремонтную базу/порт с множеством непонятных, но внушительных промышленных сооружений.


Двигаемся дальше. 10 минут прогулочным шагом - вот и вход в ту самую ремонтную базу, но доступ туда ограничен.

Изучаем окрестности. Тут - и широкая, самая судоходная часть Деймы, и разводной мост, который последний раз разводили, когда с залива на базу заходило последнее крупное судно. Вон оно, кстати, виднеется: это земснаряд - донноуглубительное судно. Очень полезное и нужно, и работы у него много, но простаивает по причине отсутствия финансирования.





А рассказал нам об этом экипаж плавучего крана, который, хоть и исправен и выглядит очень внушительно, но по той же причине простаивает прямо около разводного моста.


Возвращаясь к машине проходили мимо, вероятно, одной из центральных частей города, основной частью которого является небольшая и когда-то оборудованная бухта для прогулочных судов. Её текущее состояние можете наблюдать.


И вот - непродолжительная прогулка по Полесску окончена и мы выезжаем из города, чтобы, наконец, увидеть тот самый судоходный канал.
Что интересно, к слову, трасса, ведущая к посёлкам, стоящим вдоль него, проходит в точности вдоль канала, да так, что от окончания дороги до воды - едва ли метр-полтора и металлический отбойник.
Дорога очень узкая и неудобная, местами две машины не могут разъехаться. Вероятно, стоители дороги не рассчитывали, что когда-либо здесь будет такой транспортный поток. А машин для такого места немало: вероятнее всего сюда не ленятся кататься рыбаки со всей области.
Но вернёмся к каналу.


Я глубоко впечатлён и попытаюсь передать. Представьте себе: довольно глухую сельскую местность: поля, заросшие кустарником, подлесок, местами - редкие небольшие хутора, изредка образующие посёлки, которые можно обойди вокруг за 20 минут. В эту картину вписалась бы узенькая извилистая речушка с пологими берегами. Но вместо неё - почти идеально ровный, местами даже мощёный плитами канал достаточной ширины, чтобы пройти даже небольшому морскому буксиру или барже! И даже несмотря на то, что вблизи берега он зарос ряской, посередине чернеет водное зеркало.


Сфотографировать полноценную панораму, которая позволила бы осознать его внушительную величину, не получается из-за кустарника.



Что интересно - у многих хуторов на канал выстроены самодельные пирсы. Судов, правда не видно: либо их уже нет, либо все на промысле. Но, тем не менее, представьте: можно своё судно - тунобот, баркас или даже большую парусную яхту, швартовать у самого дома!
Я видел такое только в Голландии...

Наконец доезжаем до места, где канал можно рассмотреть во всей красе. Автомобильный мост, соединяющий противоположные берега канала! Мост специально сделан на большой высоте, чтобы под ним могли пройти довольно крупные суда.
Очень жаль, что этими возможностями сейчас почти не пользуются...
И опять - увы - остановиться сделать серию качественных фотографий не получается из-за автомобильного потока встречного и попутного направления.
Вот - пока всё, что есть...



Посёлок мечты, не правда ли? Жить в таком месте, казалось бы, одно удовольствие: дышать свежим воздухом, любоваться видами и по выходным садиться в собственный катер или яхту, пришвартованную у крыльца своего дома и отправляться на нём, предположим, в ближайшую Литву... Увы, это только фантазия. Потому что, к сожалению, Полесскому району присущи все ужасы Российской глубинки: невежливые жители, отсутствие инфраструктуры и плохие дороги...
Но если когда-нибудь менталитет населения нашей страны кардинально поменяется - я вернусь сюда насовсем...

Комментариев нет: