воскресенье, 2 июня 2013 г.

К мудрости через заурядность

Величайшая загадка человеческого разума начинает особенно волновать, когда осознаёшь, насколько она действительно велика, и насколько ничтожна в сравнении с возможностями этого самого разума.

Один из путей к мудрости – через заурядность.

Одна моя знакомая мне когда-то говорила, что всё, что нужно, можно найти внутри себя. Помню этот разговор, который вообще-то был спором. Я отстаивал своё убеждение в том, что для полноценной и счастливой жизни необходим постоянный контакт с так называемым внешним миром во всех, доступных для индивидуального восприятия каждого из нас проявлениях. Она же имела иное мнение, и, казалось, считала достойным казни преступлением несогласие с ней. Неустанно, раз за разом она повторяла мне казавшуюся тогда полярной точку зрения: всё, что нам нужно есть у нас внутри. Раз за разом – «целостность», «гармония», и «что угодно можно создавать внутри себя». «А как же творить, где брать материалы для творчества?» - «Всё уже заложено в нас». Сломать её броню мне так и не удалось. Я не стремился убедить её в собственной правоте, я желал хотя бы признания с её стороны возможности существования иной правды. Тогда, кажется, мы глубоко заблуждались оба. Только сейчас я начинаю слабо и неуверенно видеть взаимосвязь между таковым её убеждением и этой её яростной позицией непризнания никаких иных мнений, кроме своего.

Стать мудрее можно, лишь проведя какое-то время в изоляции от многообразия внешних раздражителей. Объяснение этому простое, несмотря на оборотистость и витиеватость фразы. Всё окружающее нас несёт немыслимо большой объём информации, и в современной городской жизни за то время, что одно событие сменяет другое, наш разум успевает обработать  лишь то, что на поверхности. Едва мы начинаем копать глубже, как очередное происходящее выталкивает едва полученный образ, не позволяя ему достигнуть подсознания. Однако, если на какое-либо время остановить вращение событий вокруг себя, выскочить из этого циклона, и дать разуму время для анализа хотя бы одного – последнего события, обнаружится, что оно замечательно раскладывается на цепочки выводов и ускользнувших из внимания деталей.  И, если правильно этим распорядиться, можно извлечь из этого очень полезного, вполне доступного для применения на практике – будь то творчески идеи, новые модели поведения, разгадки казавшихся неразрешимыми проблем.

Что же делать? Можно на всю оставшуюся жизнь запереть себя изнутри и только тем и жить, перерабатывая уже имеющуюся информацию, раскладывая её на всё более мелкие составляющие. И не обязательно для этого уходить жить в пещеру. Можно практиковать подход вышеупомянутой знакомой: отказаться от всех действий и контактов с внешним миром, кроме тех, которые необходимы для выживания и удержания своей зоны комфорта; оградить себя ото всех радостей жизни и разочарований; сузить круг общения до тех, кто к нам привык; в свободное от выживания время развлекать себя размышлением.

Я не вправе судить о чьей-либо правоте в этом вопросе, но для меня недостаточна эффективность этого способа. И поэтому я придерживаюсь мысли, что мудрость необходимо копить, периодически поочерёдно окунаясь с головой в гущу событий, а затем абстрагируясь для анализа. И, если предположить, что время, которое мы можем провести наедине со своими мыслями ограничено нашим терпением, то тем эффективнее будет обучение, чем короче и активнее будут промежутки познания.

Комментариев нет: