вторник, 3 августа 2021 г.

Благополучие по-Польски

Шёл второй год за ковидных ограничений. Лишь некоторые категории граждан имели возможность пересекать границу государства...

В очерендной раз я отправился в автомобильный "busyness-trip" в Германию. Путь мой, само собой, лежал черзе Польшу - одно из моих любимых государств, и поэтому - скучая по временам, когда для поездки было достаточно только желания и страховки, я жадно разглядывал всё окружавшее меня в этой поездке.

Как правило я останавливаюсь на ночёвку в Щецине - ровно в середине моего пути. Вот и в этот раз я практически наугад - глядя только на цену - забронировал гостиницу. Гостиница оказалась в старом районе с малоэтажной застройкой, где-то посередине между самым центром и выездом из города. В любых городах такие районы считаются благополучными - здесь зелено и немноголюдно, движение автомобилей ограничено, дома в основном частные либо малоквартирные. 

 

Внезапно сложилось так, что у меня оказался целый свободный вечер, и я отправился гулять по этому району. Судя по всему, район был построен давно. Многим домам было явно больше ста лет. В то же время многие были реконструированы. И первое отличие от "элитной застройки" в России - полное отсутствие кричащей и безвкусной роскоши. При этом здесь не было, пожалуй, ни одного запущенного дома. Рядом с основательно реконструированными или даже новыми домами располагались явно старые, не видевщие капитального ремонта много лет, но приэтом всё было как минимум цело и исправно. В таких домах, скорее всего, жили старики, владеющие этой недвижимостью с незапамятных времён. На одной из улиц, между домов была будто вписана школа, большая - этажа в три-четыре, настоящая, со своим двором и спортивными площадками. На её территории явно не было тесно всем её учащимся. И там, где она заканчивалась - тут же начинался чей-то двор. Ни сантиметра бесхозной земли! Я тут же вспонил "зону отчуждения" возле школы, где учился я - целый пустырь, на котором, пожалуй, можно было построить супермаркет, не приносивший пользу ровным счётом никому. Всё было так красиво и гармноично! Не похожие друг на друга, но не выбивающиеся из общего ансамбля дома и дворы, всюду цветы и деревья, продуманная инфраструктура в виде так же уместно размещённых магазинов, автосервиса и даже небольших гаражных обществ.

Так я набрёл на квартал двухэтажных домов на один-два подъезда, похожил на Немецкие дома в спальных районах Калининграда. Скорее всего эти тоже были немецкими. Возла одного из них я остановился и присмотрелся. Вот он дом, квартир, пожалуй, на 8-12. Огорожен невысоким забором с калиткой. Забор, скорее, символический, зато такая густая "живая изгородь". Придомовая территория поделена на целое множество маленьких участков - каждый не более 20-25 квадратных метров. Этаких клочок земли кажлой квартире. На каждом участке обустроена личная зона отдыха - у кого-то детский батут, у кого-то барбекю-печь, почти у всех - столик, скамейка и деревья, деревья, кусты, цветы... Кто-то, видимо, особенно предприимчивый уместил на своём мини-участке гараж. Явно - очень давно. Гараж металлический, маленький - современный автомобиль в такое не въедет. 

Гуляя дальше по улицам, я разглядел, что почти все дома, не только частные, но и малоквартирные имеют не просто ухоженную, в прямо идеальную по нашим меркам придомовую территорию. Я был этим глубоко впечатлён и стал мысленно рассуждать - а почему у нас такого нет?
Вывод заставил задуматься ещё больше. А ведь действительно, я сам живу в доме, придомовая территория которого достаточно большая и огороженная. Почему мы так не живём? Ответы на поверхности - вот их целая пачка. Во-первых - нам ничего не пренадлежит, и любое творение жителей сравняет с землёй какая-нибудь управляющая компания или администрация, если будет тому повод. Во-вторых - все знают, что за столиками будут собираться алкаши а на скамейках спать бомжи. В-третьих - вандалы, куда ж без них. Чем лучше творение, тем больше его возненавидит завистник. В-четвёртых - наконец соседи, которые едва ли сойдутся единогласно во мнении, даже касающемся общего благополучия. Можно продолжать, но и так понятно - у нас такого никогда не будет, и виной этому - наш менталитет и общественный уклад. У нас нет уверенности в завтрашнем дне, у нас всё плохо с единством и почти искоренено чувство хорошего.

Я в восторге от таких стран, как Польша и её жителей, тоже - между прочи - славян, очень близких к нам во многом, но почему-то - в отличие от нас - невозбранно обустривающих свою повседневную жизнь и вкладывающихся в будушее. Мне приятно осознавать, что хоть здесь есть живые хранители истории, которых не пытаются выжить из их домов и прибрать к рукам чью-то престижную собстевнность. Мне нравится понимать, что не бедные люди не стремятся демонстрировать это окружающим. Мне нравятся открытые дворы, без сплошных заборов - так, что можно рассмотреть неповторимую архитектуру, незамысловатые элементы быта и следы истории.

Бесполезно ждать, что этому когда-либо научится наш - Российский - народ. Но может это когда-либо получится у меня?

Комментариев нет: