вторник, 17 января 2012 г.

Кастанеда между строк

Знакомство с этим автором произошло в один период моей жизни, когда при различных обстоятельствах в моём окружении стали появляться люди, от которых потом узнавал, что они владеют или интересуются различными эзотерическими учениями и культами. Сам я берёг себя от чрезмерного увлечения такими вещами, однако, как было подмечено ещё Кантом (как-нибудь позже процитирую), как и все люди проявлял интерес ко всему тайному, недоступному для познания через обычный жизненный опыт.

Как ни странно, о Кастанеде впервые я услышал от знакомых дилетантов, никогда не бравших в руки ни одной из его книг. По их словам книги были посвящены впечатлениям от употребления психотропных веществ и все повествования представляли собой тяжёлый наркотический бред и читать его не стоило.

В какой-то момент я решил несколько укрепить свои знания этой темы - исключительно руководствуясь желанием постоянно расширять свой кругозор. И поступил строго против совета - взялся за Кастанеду. Своё знакомство с этим автором я начал с книги "Путешествие в Икстлан" - третьей книги, а не первой, как следовало. И это оказалось очень удачным ходом: действительно, в первых двух книгах слишком много рассказывалось о психотропных растениях, и, поняв это, я скорее всего забросил бы чтение. Но в третьей книге были потрясающе правдоподобно описаны настолько удивительные вещи, что даже я - с детства большой любитель фантастики и мистики, был глубоко удивлён и заинтригован.



Во "Пустешествии в Икстлан" мне особенно запомнился один момент. Сейчас я вспоминаю, какова была моя реакция, когда я дочитал его. Я вскочил с места и долго расхаживал по комнате туда-сюда. Я пребывал в настоящей эйфории, в красках - насколько это позволяло моё воображение - представляя описанное. Самым впечатляющим была не рисовавшаяся в уме картина, а осознания полнейшей, немыслимой нелогичности того, что происходило в этом эпизоде. Сейчас я покажу вам этот момент. Даже для тех, кто не читал книгу с начала, я надеюсь, он произведёт впечатление. Те же, кто уже знаком с описываемым, могут смело пропускать написанное курсивом, как и те, кто боится не осилить.



Я вытер свои глаза, и, вытирая их тыльной
стороной руки, я увидел человека или что-то, имеющее форму
человека. Это находилось справа от меня, примерно в ста
метрах в стороне. Я выпрямился и постарался всмотреться.
Солнце было почти на горизонте, и его желтоватые отблески
мешали мне ясно видеть. В этот миг я услышал какой-то
особенный грохот. Он был похож на звук далекого реактивного
самолета. Когда я остановил свое внимание на нем, звук
усилился до длительного визга, а затем ослаб, пока не
превратился в гипнотизирующий мелодичный звук. Мелодия была
подобна колебаниям электрического тока. Мне пришло при этом
на ум, что две электрические сферы сходятся вместе или два
квадратных куска наэлектризованного металла трутся один о
другой, а затем остаются в покое, когда их рывком отодвинут
один от другого. Я вновь попытался увидеть, не смогу ли я
рассмотреть того человека, который, казалось, прятался от
меня, но смог различить лишь темный силуэт против кустов. Я
прикрыл глаза, приложив к ним руку. Блеск солнца изменился в
этот момент, и тут я понял, что то, что я вижу, было лишь
оптической иллюзией, игрой тени и листвы. Я отвел глаза и
увидел койота, спокойно бегущего через поле. Койот находился
примерно в том месте, где я видел человека. Он пробежал
примерно сто метров в южном направлении, а затем остановился
и побежал в моем направлении. Я крикнул пару раз, чтобы
испугать его, но он продолжал бежать. Я испытал тревожный
момент. Я подумал, что он, может быть, бешеный, и что мне
неплохо было бы собрать камней для того, чтобы защититься в
случае, если он нападет. Когда животное находилось в
трех-четырех метрах от меня, я заметил, что оно нисколько не
взволновано. Наоборот, оно казалось очень спокойным и не
испуганным. Оно замедлило свой шаг и остановилось в
полутора-двух метрах от меня. Мы посмотрели друг на друга, а
затем койот подошел еще ближе. Его коричневые глаза были
дружественными и ясными. Я уселся на камни, и койот почти
касался меня. Я был ошеломлен. Я никогда не видел дикого
койота так близко, и единственное, что мне пришло в голову в
этот момент, это заговорить с ним. Я начал так, как человек
заговорил бы с дружественной собакой. И затем я подумал, что
койот "заговорил" мне в ответ. У меня была абсолютная
уверенность, что он сказал мне что-то. Я был смущен, но у
меня не было времени разбираться в своих чувствах, потому
что койот "заговорил" вновь. Не то, чтобы животное
произносило слова так, как я привык слышать слова,
произносимые людьми. Скорее это было "ощущение", что он
говорил. Но это не было тем ощущением, которое имеешь, когда
домашнее животное, кажется, общается со своим хозяином.
Койот фактически что-то сказал. Он передавал мысль, и эта
связь вылилась во что-то весьма похожее на предложение. Я
сказал: "как поживаешь, маленький койот?" И мне показалось,
что я услышал ответ животного: "я хорошо, а как ты?" Затем
койот повторил предложение, и я вскочил на ноги. Животное не
сделало ни единого движения. Оно не было испугано моим
внезапным прыжком. Его глаза оставались дружескими и ясными.
Оно наклонило голову, легло на живот и спросило: "чего ты
испугался?" Я сел, и, глядя на него, повел самый колдовской
разговор, который у меня когда-либо бывал. В конце концов
оно спросило меня, что я тут делаю, и я сказал, что я пришел
сюда, чтобы "остановить мир". Койот сказал: "как здорово!" Я
тут я сообразил, что это был койот, владеющий двумя языками.
Существительные и глаголы в его предложении были на
английском, но союзы и восклицания - на испанском. Мне
пришла в голову мысль, что я нахожусь в присутствии
сказочного /чикано/ койота. Я стал смеяться над абсурдностью
всего этого и смеялся так сильно, что почти впал в истерику.
Затем весь груз невозможности того, что происходит,
обрушился на меня, и мой разум заколебался. Койот поднялся
на ноги и наши глаза встретились. Я пристально смотрел в
них. Я чувствовал, что они тянут меня, и внезапно животное
стало радужным. Оно начало испускать сияние. Казалось, что
мой мозг проигрывает воспоминание другого события, которое
имело место десять лет ранее, когда под воздействием пейота
я был свидетелем превращения обычной собаки в незабываемое
радужное существо. Казалось, койот вызвал воспоминание, и
память этого предыдущего события собралась и наложилась на
очертания койота. Койот стал текучим, жидким, светящимся
существом. От его свечения кружилась голова. Я хотел закрыть
глаза руками, чтобы защитить их, но не мог двинуться.
Светящееся существо коснулось меня в какой-то неопределенной
части меня самого, и мое тело испытало такую полную
неописуемую теплоту и такое хорошее самочувствие, что,
казалось, это прикосновение заставило меня взорваться. Я
стал разобщенным. Я не мог больше чувствовать свои ноги, или
свои ступни или любую другую часть своего тела, однако,
что-то удерживало меня в прямом положении.
Я не представлял себе, как долго я оставался в таком
положении. Тем временем светящийся койот и вершина холма, на
котором я стоял, исчезли из виду. У меня не было ни мыслей,
ни чувств. Все было выключено, и я свободно парил.
Внезапно я почувствовал, что мое тело испытало удар, и
затем я почувствовал, что что-то обволокло меня. Тут я
понял, что солнце залило меня. Я едва мог различать
отдаленные гребни гор на западе. Солнце почти касалось
горизонта. Я смотрел на него и потом увидел "линии мира". Я
действительно ощутил крайне необычное глубокое восприятие
флюоресцирующих белых линий, которые соединяли все вокруг
меня. На секунду я подумал, что, возможно, я ощущаю
солнечный свет, отраженный от моих ресниц. Я моргнул и
оглянулся опять. Линии были устойчивы и были наложены на или
проходили через все вокруг. Я повернулся вокруг себя и
осмотрел необычный новый мир. Линии были хорошо заметны и
постоянны, даже если я смотрел в противоположную от солнца
сторону.
Я стоял на вершине холма в состоянии экстаза, казалось,
бесконечное время, однако, все это событие могло длиться
лишь несколько минут, пожалуй, не дольше, чем светило солнце
до того, как оно достигло горизонта, но мне это показалось
бесконечным временем. Я чувствовал что-то теплое и
успокаивающее, исходящее из мира и из моего собственного
тела. Я знал, что раскрыл секрет. Он был таким простым. Я
испытал неведомый поток чувств. Никогда в моей жизни не было
у меня такой божественной эйфории, такого покоя и такого
всеобъемлющего чувства, и, тем не менее, я не мог перевести
раскрытый секрет в слова или хотя бы в мысли, но мое тело
его знало.




***



Прочитали?
Вот - ещё один эпизод, так же сильно впечатливший меня, когда я читал первую книгу. На него же есть небольшая ссылка и в вышеописанном.



К тому времени все звуки
исчезли, и я обнаружил, что мне трудно фокусировать свои глаза. Я взглянул
на дона Хуана и, когда повернул голову, то увидел, что мое поле зрения
уменьшилось до круглого участка прямо перед моими глазами. Чувство не было
пугающим и не было неприятным, наоборот - это была новость. Я мог
буквально сканировать землю, остановив свой взгляд на любой точке и
поворачивая затем голову, в любом направлении. Когда я впервые вышел на
веранду, то заметил, что было совсем темно, за исключением далекого зарева
огней города. И, однако, в круге моего зрения все было ясно видно. Я забыл
о доне Хуане и о других людях и полностью отдался обследованию земли лучом
моего зрения. Я увидел соединение поля веранды со стеной. Я медленно
повернул голову правее, следуя за стеной, и увидел дона Хуана, сидевшего
около нее. Я сместил голову влево, чтобы посмотреть на воду. Я увидел дно
соусницы; я медленно приподнял голову и увидел среднего размера собаку,
черную, приближавшуюся к воде. Собака начала пить. Я поднял руку, чтобы
прогнать ее от моей воды. Чтобы выполнить это движение, я сфокусировал
взгляд на собаке и внезапно увидел, что собака стала прозрачной. Вода была
сияющей прозрачной жидкостью. Я видел, как она идет по горлу собаки в ее
тело; я видел, как затем вода равномерно растекается по всему ее телу и
затем изливается через каждый из волосков. Я видел, как светящаяся
жидкость движется по каждому из волосков и затем выходит из волосков,
образуя длинный шелковистый ореол.
В этот момент я ощутил сильные конвульсии, и через пару секунд вокруг
меня сформировался очень низкий и узкий туннель, твердый и странно
холодный. На ощупь, он был как бы из листовой жести. Я оказался сидящем на
полу туннеля. Я попытался встать, но ушиб голову об железный потолок, а
туннель сжался до того, что я стал задыхаться. Я помню, как пополз к
круглому отверстию, где туннель кончался; когда я до него добрался (если
добрался), я уже совсем забыл о собаке, о доне Хуане и о себе самом, я был
измучен, моя одежда была мокрой от холодной липкой жидкости... Я метался
взад и вперед, пытаясь найти положение, в котором можно отдохнуть, в
котором у меня перестанет так быстро биться сердце. При одном из этих
передвижений я вновь увидел собаку.
Моя память тут же вернулась ко мне, и внезапно в мозгу у меня
прояснилось. Я оглянулся, чтобы увидеть дона Хуана, но не мог различить
никого и ничего. Все, что я мог видеть, так это собаку, которая
становилась светящейся. Сильный свет исходил из ее тела. Я опять увидел,
как вода текла по нему, освещая все, как костер. Я добрался до воды,
опустил лицо в соусницу и пил вместе с собакой. Мои руки упирались в землю
передо мной, и когда я пил, я видел, как жидкость течет по венам, испуская
красные, желтые и зеленые оттенки. Я пил еще и еще. Я пил, пока весь не
начал полыхать. Я пил, пока жидкость не начала изливаться из моего тела
через каждую пору и не стала выливаться наружу, подобно шелковым волокнам,
и я также обрел длинный, светящийся переливающийся ореол. Я посмотрел на
собаку, и ее ореол был таким же, как и мой. Большая радость наполнила мое
тело, и мы вместе побежали в направлении какого-то желтого тепла,
исходившего из какого-то неопределенного места. И там мы стали играть. Мы
играли с псом и боролись, пока я не стал знать все его желания, а он в
мои. Мы по очереди управляли друг другом, как в театре марионеток. Я мог
заставить его двигать ногами тем, что покручивал своей ступней, а каждый
раз, когда он кивал головой, я чувствовал неодолимое желание прыгать. Но
его коронным номером было заставлять меня чесать голову себе ногой, когда
я сидел, он добивался этого, хлопая ушами сбоку набок. Это действие было
для меня совершенно невыносимо забавным. Такой штрих грации и иронии,
такое мастерство, - думал я. Веселость, которая мной овладела, была
неописуемой. Я смеялся до тех пор, пока становилось совсем невозможно
дышать.
Я имел ясное ощущение того, что не могу открыть глаза. Я глядел через
толщу воды. Это было длительное и очень болезненное состояние, будто уже
проснулся, но не можешь никак пробудиться. Мое поле зрения стало снова
очень круглым и широким, и вместе с тем пришло первое обычное сознательное
действие, состоящее в том, что я оглянулся и взглянул на это чудесное
существо. Я тут я столкнулся с очень трудным переходом. Переход от моего
нормального состояния прошел для меня почти незаметно; я был в сознании,
мои мысли и чувства были критериями этого: переход был гладок и ясен.
Но эта вторая фаза, пробуждение к серьезному, трезвому состоянию,
была поистине потрясающей. Я забыл, что я был человек. Печаль от такого
неповторимого состояния была столь велика, что я заплакал.

Эти два эпизода, на мой взгляд, одни из самых запоминающихся - красочных, но, в то же время, лёгких для восприятия. Та часть книг, сюжет которых идёт до прыжка в пропасть и начала самостоятельного обучения, в принципе полностью состоит из подобных моментов. Многие из них связаны логически. Всем им даётся очень своеобразное объяснение. Автор этих объяснений и центральный персонаж - Дон Хуан, объясняя происходящее, никогда не даёт доступного для нашего понимания исчерпывающего ответа, но исключает, на его взгляд, ложные версии. Иными словами, он говорит чем это уж точно не является, а чем, всё таки, является оставляет додумать Карлоса (тот в свою очередь - нас).

Гениальное решение! С самого начала мы вовлечены в интересный сюжет, затем на нас обрушивают потрясающую мистификацию, которая просто не может оставить читателя равнодушным. Оговорюсь отдельно о "мистификации": я не оспариваю и не защищаю подлинность описанных событий (если кто-то не в курсе - книги написаны как бы на основе реальных событий, но споры об этом ведутся до сих пор). Я придерживаюсь нейтралитета, но для себя считаю, что, некоторые описанные события действительно имели место быть, и они - в ранних книгах. Остальное уже - грамотная авторская доработка, вымышленное развитие реальных событий, направленное на поддержку интереса читателя.

И всё таки, я считаю весь труд Кастанеды, это идею, если она, конечно, была, истинно гениальной. И вклад в Культуру мог бы быть значительным, если б не страх многих людей, воспитанных популярными религиями, к неизведанному.

А что ж это за вклад, что за идея? Вы даже не представляете, как всё просто.

Кастанеда приковал наше внимание к так называемым учениям Дона Хуана, оформив их тем, что во все времена было и будет на пике популярности: завесой тайны. Он выставил их доступной лишь избранным магической практикой, дающей небывалые способности. Но на самом деле, среди всего этого скрыты описания простых как грабли, но в то же время почему-то забытых моделей поведения и восприятия для выживания и достижении гармонии и успеха во вполне обычной, земной жизни.

Думаете, невозможно? Отнюдь. Читавшие, вспомните хотя бы тот же самый Путь Воина. Для того, чтобы ему следовать, не обязательно жить в пустыне, собирать предметы силы и пожирать пейот. Зато насколько действенным, если подумать, оказывается принцип "делать всё безупречно" - т.е. так, будто от этого зависит твоя жизнь. Потому, что от этого действительно зависит твоя жизнь. А отказ от чувства собственной важности - тут и комментировать нечего. Отказ от расписаний и планов, вовсе не призывающий к хаосу и тунеядству, а лишь предлагающий ставить сначала цели, и после - искать средства для их достижения, а не искать, наоборот, чего бы добиться имеющимися средствами. Один из самых сложных для понимания термин - НеДелание - по сути, отказ от стереотипов и традиционных методов решения текущих проблем, в пользу поиска более эффективного решения. Контролируемая глупость - хотя и звучащий сомнительно, но тоже важный принцип, скрывающий в себе, помимо всего прочего, всего лишь на всего адаптацию не только поведения, но и восприятия тех или иных событий, в зависимости от обстоятельств и окружающего общества. Перечислять можно бесконечно.

Это было самое простое, желаете всё же углубиться в высокие материи? Пожалуйста! Для начала, просто обратите внимание на всё, что говорится про внимание (масло масленное, да, но важно). Любители восточных философий - держите подачу: остановка внутреннего диалога - не та ли самая медитация? А остановка мира - не выход ли из сансары? Далее по тексту - понятия мировоззрения, интерпретируемые как "то, что мы знаем и видим - не истинная картина мира, а описание мира (шаблон, да), заложенное в нас родителями, окружающим обществом, и индивидуальное для каждого". No comments. Могу только добавить от себя: помните, как описывал Дон Хенару своё "путешетствие в Икстлан", которое длится до сих пор? А именно то, как, после обретения союзника он оказался в незнакомом ему месте, где всё было, казалось бы, тем же, но во то же время совсем другим, и возвращение оттуда в привычную реальность оказалось делом жизни. Однажды у меня состоялся разговор с одним очень интересным, необычным человеком. Он был вполне реален и внешне и в проявлениях своих ничем не отличался от других. Однако его образ жизни и принесённые им знания сильно отличали его от рядового обывателя. Он рассказывал мне про состояние изменённого сознания - то, чему уделено немало внимания и у Кастанеды. "После достижения этого состояния (способы - разные, самый простой - употребление определённых наркотических веществ), возвращаясь в привычную реальность, ты с ужасом обнаруживаешь, что всё, что тебя окружало, оказывается другим. Точнее, всё остаётся на своих местах, но воспринимаешь ты это уже совсем иначе. Ты видишь своих родителей, ты знаешь, что это твои родители, но в то же время ты перестаёшь чувствовать их, как своих родителей. Тебе кажется, что ты один, все вокруг становятся чужими людьми с лицами твоих друзей и близких. И поначалу это ужасно тяжело." Слушая его, я приходил в ужас, в полной мере представляя это. Я верил ему, верил Хенару в лице Кастанеды и верю сейчас. Я не хочу в Икстлан.

Таково моё мнение. Всего лишь, моя интерпретация. Фанатично верить, отвергать, как ересь, или делать свои выводы - дело ваше. Хотя, думаю, вы и без меня всё это прекрасно поняли. И даже то, что принесение извинений всему живому, чему мы навредили - не первый признак шизофрении, а сакральный принцип, в соответствии с которым даже последний вредитель и живодёр, десять раз попросивший прощения у срубленного им дерева, впредь сто раз подумает, действительно нужно ли ему это делать?


Простите за столь длинную простыню. Встретимся под куполом :)

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Ключом к шаманизму является изменение нашей идеи мира. Остановка внутреннего диалога — единственный путь к этому. Всё остальное — просто разговоры.

Анонимный комментирует...

Всё верно! Некоторые термины Дона Хуана я понял немного по другому, но по сути также. Я начал читать Кастанеду с первой книги, сейчас прочитал первые четыре книги. После этого решил сделать перерыв, чтобы не получить передоз информации. На очереди его следующие книги.