суббота, 11 декабря 2010 г.

Dead Can Dance

 Вновь и вновь восхищаюсь...

Начну с тех самых стереотипов в представлении о музыкальном творчестве как деятельности, всецело собирающей стороны жизни его непосредственных участников. Стереотипы, сложившиеся за годы знакомства с музыкой как поверхностно, снаружи (в качестве слушателя), так и изнутри (в качестве её производителя). И имеют они следующий вид:



  • группа должна играть в одном, строго определённом стиле, либо, если уж в нескольких, то непременно в смежных
  • если группа играет "для себя", "потому что нравится" - нечего ей делать на большой сцене и в прокате. если же группа профессиональная и претендует на коммерческий успех - у неё непременно всё должно быть безупречно вылизано до соответствия принятым и негласным стандартам (или как говорят в армии - единообразно)
  • группа должна "соответствовать времени", т.е. прогибаться под веяния моды на сегодняшний день, в противном случае - носить ярлык "ретро"/"future", но опять же, соответствовать моде того времени

В общем - по-моему, так большинство успешной музыкальной продукции таки ориентировано на толпу. Не важно, на толпу любителей самого популярного, того, чем кормит радио, или на тоже толпу любителей "нестандартного", тоже весьма ограниченную между прочим, предпочитающей порой самое неудобоваримое лишь за то, что это не слушают другие и этим можно похвастаться.

И это только о обще-имиджевых сторонах. Что же касается чисто музыки - заранее говорю, не хочу не в коему случае принизить достоинства остальных групп, но в очень многих случаях наблюдаю я некоторую "музыкальную скованность". Это мой термин, ввожу его потому, что просто не знаю существующего понятия, коротко и доступно объясняющего это явление. Подробно описывать его не буду, потому что до сих пор каждый раз наблюдаю всё новые и новые его стороны. Пусть каждый сам поймёт что я здесь имею в виду. В общих чертах - со времён Великих Композиторов музыка всё более и более упрощается и стандартизируется. Всё большее она становится сольфеджио, нежели композицией при написании. Музыкальная математика - параллельные тональности, соответствующие друг другу по звучанию инструменты. (маленькое наблюдение, не моё, а моего шефа - очень опытного музыканта и звукорежиссёра: абсолютное большинство песен, даже -изнерадостных, написано в миноре. в мажоре написать то законченную композицию гораздно труднее) И так далее. Ну и непосредственно исполнение: (здесь проще ;) ) - мало кто исполняет по-настоящему эмоционально (не путать с надрывным пением).

После столь длинного отвлечения пора бы наконец и о теме заметки.
Итак, Dead Can Dance.

Первое - лично я так и не классифицировал однозначно их стиль/жанр. Педивикия гласит, что ethernal  ("стиль музыки, характеризующийся светлой меланхолией, использованием электронных и неоклассических элементов. Наряду с дарквэйвом является ответвлением новой волны, но от дарквэйва отличается оптимистическим, мажорным звучанием. Другие родственные понятия — эмбиент, дрим-поп, трип-хоп и прочие жанры «атмосферной» музыки"). Однако даже это расплывчатое понятие, между прочим, не относящееся к жанрам и очень неоднозначно обозначающее стиль не соответствует всем композициям Dead Can Dance. По инструментальному составу многие композиции можно было бы отнести к симфонической музыке, но, опять же, симфонией в классическом понятии назвать это никак нельзя.
Но, каков бы стиль не был, практически во всех песнях великолепнейшая многоинструментальная аранжировка и глубокое, качественное звучание. Чтоб далеко не ходить, сразу проиллюстрирую это одной композицией, раскрывающей то, что я хотел сказать этим абзацем.


(вот, кстати, то же самое - концертные версии 1, 2 - как Она это исполняет). Очень разные, непохожие вещи из альбома в альбом. В большинстве, пожалуй, мрачные, меланхоличные. Есть отрешённые, передающие образ задумчивости. Но все очень эмоциональны. (примечание: сильно навредили творческой терминологии современные молодёжные течения: теперь фраза "эмоциональное исполнение" ассоциируется с эмо, истошными воплями, пусканием слюней и соплей на сцене. а ведь эмоции, между прочим, разные бывают). Чего только стоит вокал Лизы Джеррард. Во многих песнях эмоциональная окраска просто зашкаливает, и каким образом это достигается, тоже не могу сказать точно. Музыка? Не во всех композициях, кстати, есть мелодия. В некоторые вообще основной акцент делается на ритмический рисунок и тоновые (мелодичные) инструменты лишь местами добавляют атмосферность. Кстати, об инструментах и вокале. Большинст композиций - это "песни без слов": "Джеррард использует глоссолалии, голосовую звукопись, намного чаще, чем поёт в традиционном понимании. В её репертуаре лишь несколько песен на английском языке (например, «The Human Game» с альбома «Duality»), в остальных просто нет текста", " По словам самой Лизы, в детстве она любила гулять на берегу реки, где женщины занимались стиркой и зачастую пели свои национальные песни на непонятных девочке языках. Во многом благодаря этому у неё и сформировалась своеобразная манера пения без слов". И это лучше слушать и смотреть. У меня просто нет слов. Вот, опять же, иллюстрация.

Мужской вокал тоже на уровне, но занимает совсем другое место. Композиции, где поёт Бре́ндан Пе́рри со словами. У него тоже своеобразная манера исполнения: он, будто, рассуждает напевом. Это лично моя такая первая ассоциация. Рекомендую песню Fortune Presents Gifts Not According to the Book. В ней меня, кстати, в первую очередь впечатлил очень оригинальный, на мой взгляд, музыкальный приём: задание ритма ломаным арпеджио на струнном инструменте. Думаю, вы тоже обратите внимание - звучит очень оригинально (начинается не сразу).

И опять же - всё тот же выход за рамки музыкального стиля. В мелочах, что ещё, по-моему, труднее.

Лично для меня Dead Can Dance ассоциируется ещё и с чем-то немного потусторонним. Отчасти я попадаю в точку: "Название «Dead Can Dance» (дословный перевод с английского: Мёртвое может танцевать) означает возвращение к жизни чего-то, бывшего мёртвым или неиспользованным: музыкальные инструменты, используемые группой, являются или древними, или забытыми, или непривлекательными для большинства музыкантов. Другое значение названия — вдыхание жизни во что-то неодушевлённое. Также обыгрывается созвучие со словом «декаданс»." Однако описание описанием, мне всегда было интересно - ЧТО движет, вдохновляет творческих людей, особенно таких. Я уже когда-то поднимал этот вопрос в определённом кругу. Для меня это имеет очень большое значение. Откуда берутся столь нестандартные решения? Интересно было бы это узнать в первоисточнике. Информации в педивикии слишком суха. Кстати, в самом даже образе Лизы есть что-то необычное. Я б не назвал это женской красотой, скорее даже наоборот, но сама её внешность и манера поведения, по крайней мере на сцене, очень своеобразны. Кстати, она ещё и пишет музыку для фильмов и даже сыграла однажды главную роль. Вот такой вот коллектив, делающий совершенно не похожую ни на что музыку. И мне не даёт покоя вопрос: где он, источник этого невероятного вдохновения?

Комментариев нет: